А Сызрань отлично видно из космоса. Продолжение

Когда мы, жители Сызрани, отмечаем День космонавтики, то точно знаем, кем вправе гордиться, за чье здоровье поднимать бокалы 12 апреля. За Михаила Корниенко, сызранского космонавта. Он - наша гордость, наша легенда. Наш Юрий Гагарин. Его любят в Сызрани, им гордятся. Житель Сызрани дважды (!) совершал экспедиции в космос, и собирается туда в третий раз. О сызранском космонавте рассказывают сотни публикаций, фильм «Елки-5», отснятый на орбите сериал о жизни космонавтов и книга «Сызрань и космос», написанная сызранскими писателями. О последней рассказала ее редактор Елена Мочалова на встрече в библиотеке-филиале № 18 с восьмиклассниками школы № 10.

Как стать космонавтом? – Нужно выполнить три условия

Вот и не верь в наследственность… Отец Михаила Корниенко был испытателем новой модели вертолета. Он погиб на службе, когда сынишке исполнилось пять лет. Сколько помнит себя Корниенко – он всегда мечтал стать космонавтом. Он хотел этого так сильно, что свет его желания мог дойти до самой дальней звезды.

- Это очень целеустремленный и очень порядочный человек, - делится своим впечатлением о Михаиле Корниенко соавтор книги, исследователь жизни сызранского космонавта и его друг Елена Мочалова, писатель, краевед и журналист. – Михаил шел к своему первому полету 20 лет! Семь лет он доказывал врачам, что абсолютно здоров, что он выдержит космические перегрузки. М. Корниенко не просто ждал своего полета, он усиленно готовился к нему. Изучал иностранную и отечественную новую космическую технику, сдавал бесконечные экзамены. А сколько тренировок провел на выживаемость в экстремальных условиях! В пустыне, в лесу в 40-градусный мороз, на море в многочасовых глубоководных испытаниях, «налетывал» невесомость на специальном аэробусе. Когда сызранского космонавта спрашивают, что же нужно, чтобы стать космонавтом? Михаил Корниенко отвечает: высшее образование, отменное здоровье и невероятное желание стать космонавтом.

Его первый полет состоялся в 2010 году и продлился 176 суток. В космосе бортинженер Михаил Корниенко встретил свое 50-летие. В 50 лет сызранский космонавт совершил свой первый выход в открытый космос. В пятьдесят! Много вызнаете людей, способных в этом возрасте повторить такое?

Плата за полёт в невесомости

Михаил Корниенко долго восстанавливался после полетов. Об этом он рассказал своим сызранским друзьям в декабре 2010 года, когда приезжал в родной город. Срок реабилитации, как правило, равен сроку полета: полгода полета – полгода восстановления.

- В условиях невесомости наш земляк подрос, в прямом значении этого слова, - рассказывает краевед Елена Мочалова. – Но, когда он вернулся на Землю, под воздействием гравитации начались сильные боли в суставах. Помучили они его, конечно… Михаил Борисович обратил внимание на эту проблему научного института, который, вообще-то, должен помогать космонавтам справиться с трудностями реабилитации – а получается, что космонавты по прибытии на Землю сами себе координаторы, сами себе методисты…

Увидеть закат на Марсе? Реально

М. Корниенко был удостоен звания Героя России. В Сызрани и Южноуральске (там Михаил учился в школе) он стал почетным гражданином города. Казалось бы: что еще нужно в жизни? Почивай на лаврах, пиши мемуары. Но это был бы не Корниенко, если бы остановился на одном полете! Летчик на шестом десятке жизни, проведший 176 суток в условиях космической радиации и перегрузок, смог доказать, что он в силах полететь в космос второй раз!

Полет 55-летнего сызранского космонавта длился ровно год - с марта 2015 по март 2016 года. Думаете, Корниенко забыл о своих друзьях на Земле? Как бы не так. Он звонил с МКС в Сызрань и отправлял электронной почтой из космоса письма и фотографии. В Сызранском музее хранятся вещи, которые Михаил Борисович брал с собой на орбиту. Перед полетом к Корниенко обратились представители научно-популярного познавательного канала «Наука 2.0» и предложили поучаствовать в интересном проекте: снять жизнь посланников Земли на борту МКС. В результате в Интернете появился фильм о том, как живут наши космонавты: как «варят» суп, передвигаются в условиях невесомости из отсека в отсек, работают и отдыхают.

Во время годового полета Корниенко второй раз в жизни выходил в открытый космос.

- Это совсем не то, что тренировки в гидрокамере: в условиях невесомости ног как бы нет, вся опора идет на руки, - передает рассказ космонавта Елена Мочалова. – И – бесконечность вокруг, никто на помощь не придет.

Корниенко вспоминал, как «потерял» руки через 1,5 часа – замерзли. А работать пришлось 6 часов 45 минут. Иногда, на несколько секунд, неповоротливое тело в скафандре разворачивало, и можно было увидеть Землю. Михаил рассказывал, что это ощущение - вот она, Земля! – нельзя сравнить ни с чем.

За два полета суммарное время сызранского космонавта во Вселенной — 516 суток 10 часов 01 минута 08 с treyl . За два выхода в открытый космос суммарное время работы — 12 часов 17 минут. Попробуйте повисеть на руках больше полусуток, и при этом работать этими руками! Почувствуйте себя покорителем космоса…

«Привет сызранскому вертолетному училищу!»

Сызранский космонавт популярен: он Герой России, отважный, целеустремленный, образованный человек, патриот и обладатель какого-то гагаринского обаяния. С ним приятно общаться, о нем интересно рассказывать. Например, о том, как встречали космонавтов на Земле. Сначала капсулу обнаружили с помощью спасательного вертолетного отряда . (Винтокрылые машины стали производить в СССР незадолго до того, как в космос полетел Гагарин, и так получилось, что большинство поисковых вертолетов базировалось на аэродроме сызранского летного училища. Этот факт и вписал будущий СВВАУЛ в историю космоса). По технологии безопасного приземления космонавты должны были оставаться неподвижными и ждать, когда их извлекут из капсулы. Только не Корниенко! Ему так не терпелось выбраться наружу, вдохнуть степной воздух Байконура!

- Едва Михаил появился из капсулы, он заметил невдалеке спасательный вертолет и крикнул: «Привет сызранскому вертолетному училищу!» - вспоминает Елена Мочалова, свидетель приземления космической капсулы с космонавтами. - Мы долго и много потом общались, но эту первую минуту, когда Михаил, живой и невредимый, выбрался из капсулы, первые его слова о Сызрани, мы вспоминаем с особым волнением.

У Михаила Корниенко спрашивали: что Вы почувствовали, ступив на землю? Космонавт ответил: «Я смог. Я не подвел».

До Корниенко на столь продолжительный срок летали пять россиян. Для России теперь такие испытания – уже пройденный этап, а для американцев – самое начало исследований. Кстати, у астронавта Скотта Келли оставался на земле брат-близнец. И специалисты во время полета сравнивали состояние здоровья Келли-землянина и Келли-астронавта. Недавно Михаил Корниенко вернулся из центра NASA в Хьюстоне. Там он продолжил участие в космическом исследовании, но уже по американским характеристикам.

Через три дня, 15 апреля, Михаилу Корниенко исполнится 57 лет. Всего-то 57, у космонавта из Сызрани еще все впереди! В июне 2017 года должна состояться медкомиссия, она должна дать окончательное заключение об участии Корниенко в третьей космической экспедиции.

Михаил Корниенко так и не был награжден за второй полет в космос. Сейчас в «верхах» бытует мнение, что полеты в космос стали, дескать, легкими, безопасными, и ничего героического в них нет. Попробовали бы они 6 часов повисеть на руках над бездной, и при этом еще и работать. Или пережить жесткую посадку капсулы, во время которой у одного из космонавтов произошел отрыв селезенки. Или посидеть на «голодном пайке» с остатками кислорода, понимая, что грузовой шаттл не может прибыть на орбиту, и ученые никак не найдут этому объяснение. В эти дни у Михаила Корниенко был критический анализ крови, состояние – близкое к коматозному. Как он остался жив – непонятно.

В мире всего около 600 космонавтов. А в нашей державе знаете сколько? Всего 121 космонавт, Корниенко идет под номером 106. Покоритель вселенной – это штучный товар, это квинтэссенция научной мысли, работы сотен профессионалов, личной воли, знаний и огромной любви к людям. И, если подвиг Михаила Корниенко пока не оценен так, как нам, землякам, этого хотелось бы – никто не помешает нам пожелать ему сегодня здоровья и нового полета. Сделайте это с теплотой в душе – сызранский космонавт наверняка ее почувствует.

Анна Поплавская. Фото по материалам NASA, кадры из фильма "Год на орбите" и Думы г. о. Сызрань